Вячеслав Стариков. Христианский взгляд на проблему отказа от детей в России

Документы — 04.02.2010 19:45

Слово Божие в 31-ой главе книги Притч призывает: «Открывай уста твои за безглас­ного и для защиты всех сирот» (Пр.31:8). Это слово библейской мудрости, которое возвышает требование справедливости над материальной выгодой, должно прозвучать с новой силой сегодня в России. В последнее время проблема отказа от детей стала темой многочисленных статей и видеосюжетов. С одной стороны радостно наблюдать, что есть люди, чья совесть не позволяет спокойно смотреть на проблему отказников и сирот[i]. Слава Богу за тех, кто не жалеет усилий для облегчения судеб этих невинных детей. С другой стороны больно видеть масштаб и сложность этой проблемы в нашей стране и то, как мало людей оценивают ее с христианской точки зрения.

Христианскому сообществу поэтому необходимо озвучивать библейское понимание проблемы отказа от детей и доносить это понимание, прежде всего до самих христиан, а потом и до осталь­ного общества, которое, несмотря на словесную дань своей приверженности христианскому наследию России, к сожалению, продолжает жить на основании ценностей, которые в корне противоречат библейскому учению и христианской традиции. Существующая проблема отказа от детей бросает вызов христианам России являть Божию любовь и истинное благочестие через проповедь евангелия, обильно украшенную делами милосердия.

Отказ от детей имеет как минимум три проявления:

1) Простое нежелание семейной пары заводить детей – это отказ от детей еще до зачатия, который лишает людей радости родительства, отвергает одну из Божественных целей для брачных отношений и усугубляет демографический кризис в стране.

2) Аборт – это отказ от детей после зачатия, но до их рождения. Это отказ в самой жестокой и необратимой форме по отношению к невинным и беззащитным детям. Это посягательство на Богом данную человеческую жизнь, которое не проходит бесследно ни для кого, участвующего в этом страшном грехе человекоубийства.

3) Отказ заботиться о детях – это отказ от детей после рождения, но до достижения их способности к полноценной самостоятельной жизни. Этот отказ сопровождается целым комплексом проблем как для детей на всех стадиях их развития, так и для государства и общества, на которое родители возложили ответственность за заботу и воспитание отвергнутыми ими детей.

Каков объем проблемы отказа от детей, и какова важность данной проблемы в российском обществе сегодня?

Один способ определения объема существующей проблемы – это статистические данные. Что касается нежелания семейных пар заводить детей, статистических данных у меня нет.

Аборты. Советская Россия была первой страной, которая легализовала аборты в 1920 году. «С начала 1990‑х гг. Россия занимает первое место в мире по уровню абортов. По сути, Россия – единствен­ная страна мира, где до недавнего времени количество абортов превышало количество живорож­дений (в 2004 г. 120 абортов на 100 живорождений)[ii]».

Количество абортов в России постепенно уменьшается. Так в 2002 году было совершено 2,138,000 абортов. К 2006 году в нашей стране ежегодно совершалось 1,6-1,7 миллионов абортов[iii]. В 2007 году было совершено 1,582,000[iv]. В 2008 году было свершено 1,236,400 абортов. «По дан­ным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за послед­ние 5 лет абсолютное число абортов в стране снизилось на 23,2%[v]». Однако эти данные служат слабым утешением перед трагедией миллионов невинных жизней убитых в чреве матери.

Отказ от детей. Общественный Совет Федерального Центрального Округа сообщает, что «Россия занимает первое место в мире, по количеству брошенных детей. В нашей стране каждый 38-й ребенок живет в государственных учреждениях, в патронатных семьях или у опекунов. Даже в культурно близких восточноевропейских странах, где ситуация также неблагополучная, этот показатель ниже. Для сравнения, на Украине доля таких детей в два раза меньше, в Сербии, Киргизстане и Азербайджане – в пять раз». (ОСФЦО)

В России «ежегодно в детдома попадают около 100 тыс. детей, а каждый шестой ребенок в России — социальный сирота[vi]», т.е. ребенок без семьи при живых родителях. «В первом полугодии 2009 года 5258 детей были оставлены матерями при рождении, 50 793 несовершеннолетних остались без попечения родителей. Если темпы сохранились, что количество новых сирот (за 2009 год) возросло до 112 тысяч». Только «по официальной статистике, в России в детских домах находятся более 750 000 детей-сирот[vii]». Количество ежегодных отказов от детей в России 10-11 тысяч[viii].

Моральные ценности молодежи. «Согласно опросу Института социологии РАН среди молодежи 55%, то есть большинство, готовы преступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Для большинства молоде­жи допустимы уклонение от службы в армии, присвоение найденных денег и, дача и получение взятки, аборт, супружеская измена, и неуплата налогов. Значительный процент (от 50% до 30%) молодежи в России считают приемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство и алкоголизм, проявления неприязни к представителям других национальностей и гомосексуализм». (ОСФЦО)

Если к этим данным присоединить данные о проблеме разводов, алкоголизма, наркотиков и самоубийств в России[ix], каждая из которых имеет отношение к проблеме брошенных детей, то мы сможем приблизиться к пониманию колоссального размера и сложности проблемы отказа от детей в нашей стране.

В свете Библии. Однако для понимания серьезности и важности этой проблемы недостаточно смотреть на пугающую статистику и проникаться болью оставленных детей. Необходимо посмотреть на проблему отказа от детей в свете Библии.

Богу, сотворившему человека по образу и подобию Своему (Быт.1:27) и благословившему людей «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт.1:28), не безразличны судьбы детей. Соломон говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Пр.12:10). Бог, который заботится о птицах небесных и о траве полевой (Мтф.6:26-31), тем более выступает Защитником вдов и Отцом сирот (Пс.67:6). Псалмопевец говорит: «Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник» (Пс.9:35). Господь через пророка Исаию повелевает Своему избранному народу: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту» (Ис.1:17). Наш Господь Иисус Христос, которого, поверив ангельскому слову, усыновил Иосиф, предостерегал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мтф.18:10). «Таковых есть Царствие Божие» (Лук.18:16), – сказано о детях.

Библия указывает, что отвергающий Бога человек деградирует не сразу, но проходит через три различимых стадии в процессе морального разложения. В первой главе послания к Римлянам апостол Павел объясняет, что когда человек отказывается прославлять Бога, живя согласно Его благой воле изложенной в Священном Писании, он сначала противится истине «подавляя ее неправдою», потом впадает в грехи, которые не нарушают естественного порядка установлен­ного Богом и лишь потом в своей греховной ненасытности обращается к противоестественным грехам, которые напрямую касаются семейного устройства (см. Рим.1:18-32). Отказ от детей можно поставить в ряд противоестественных для человека поступков, как свидетельствует об этом социолог Татьяна Николаевна Никитина, классифицируя отказничество от материнства как форму «девиантного поведения[x]».

В свете этого можно сказать, что проблема отказа от детей – это огромная и сложная проблема, которая свидетельствует о сильной моральной деградации современного общества.

Обзор публикаций показывает, что отказ от ребенка может быть вызван целым рядом экономи­ческих, социальных и психологических факторов и причин:

  1. Отсутствие мужа или отказ мужа от ребенка (необходимо помнить, что проблема отказа от детей – это только проблема обоих родителей, отца и матери; оба несут ответственность за зачатие и воспитание ребенка);
  2. Безработица и низкий уровень доходов;
  3. Отсутствие жилья и его высокая стоимость;
  4. Другие формы экономического давления (Библия не преуменьшает серьезность экономических проблем. Ср. Пр.30:7-9 «Нищеты … не давай мне, … чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».);

«Ежегодно сотни женщин, как правило, иногородние, жительницы стран СНГ, оставляют своих детей в родильных домах и стационарах города Москвы. По данным столичного департамента здравоохранения, в прошлом (2008) году их число составило 577, тогда как в 2007 году матери бросили 926 детей[xi]».

  1. Изнасилование и сопровождающий его психологический барьер перед принятием ребенка;
  2. Рождение нездорового ребенка;

Сегодня в России более 40 тыс. детей в год рождается с генетическими и психиатрическими нарушениями. 2,5 тыс. семей в России воспитывают детей с синдромом Дауна. 80% детей-даунов в России остаются в государственных учреждениях[xii]. Судьба детей в коррекционных институтах особенно печальна, потому что существующая система практически обеспе­чивает движение по социальной лестнице только вниз[xiii].

  1. Отсутствие своевременной поддержки матери (послеродовая депрессия);
  2. Страх, неуверенность в себе и чувство неготовности перед задачей воспитания ребенка;

«По данным председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике Александры Очировой, большинство сирот попадают в детские дома после семилет­него возраста. То есть семь лет уходит на то, чтобы понять, что родители не справляются с воспи­танием[xiv]».

  1. Стыд и боязнь осуждения;

10. Алкогольная и наркотическая зависимость;

11. Незнание методов контрацепции или пренебрежение ими;

12. Стремление к карьерному росту и самореализации;

13. Эгоизм и безответственность;

«Большинство отказниц – не желторотые девчонки, а женщины сознательного возраста от 25 до 34 лет. Это дети перестроечных лет, твердо усвоившие, что в жизни новой страны имеются дру­гие герои, до которых маме с люлькой далеко. Поколение “нет” сейчас продолжает развиваться. По мнению врача-психотерапевта городской больницы №31 Татьяны Ярославцевой, в дальней­шем ожидается только нарастание проблемы. Психиатрические исследования, проведенные среди подростков, показывают, что молодых людей отличает повышенная нервозность, а как следствие – болезненный эгоизм и стирание ответственности за материнство[xv]».

Согласно исследованию Татьяны Никитиной «в основе отказов от материнства как формы девиантного поведения лежит комплекс социально-психологических причин, но более глубокие причины лежат в изменении установок на материнство в современном российском обществе и в целом в мире». Иными словами, в российском обществе поменялась система ценностей с тради­ционной, до сих пор сохраняемую христианской церковью, на другую, которая уже не препят­ствует распространению проблемы отказа от детей.

Однако весь этот перечень причин не указывает истинной и главной причины существующей проблемы. С библейской точки зрения все проблемы в человеческом обществе следуют от грехо­падения человека. Чем дальше человек отходит от Бога, тем меньше он становится способным отражать образ Божий в своей жизни. Любовь и забота – это проявление Божьего образа в чело­веке, потому неудивительно, что по мере замены библейской системы ценности в обществе все меньше и меньше наблюдаются качества самоотверженной любви и верности. Я думаю, что мож­но утверждать, что, за исключением редких случаев, когда родители отказываются от своих детей, носителей образа Божия, они, хоть может и неосознанно, отказываются от Божьей воли, от самого Бога.

Из публикаций и видеосюжетов очевидно, что люди винят в проблеме отказа от детей прежде всего матерей и отцов, потом критика перебрасывается на государство и олигархические струк­туры, потом на СМИ, потом на общество, но редко когда услышишь христианское призвание заглянуть себе в душу и взять личную ответственность за происходящее. Безусловно прямая ответственность лежит на отце и матери, разные степени ответственности лежат на родных и близких, на государ­стве и существующих экономических и социальных структурах в обществе и СМИ. Однако меня интере­сует та степень ответственности, которая лежит на каждом христи­анине, на каждой христиан­ской общине, на каждом служителе церкви. Ведь только христиане понимают, что существующую проблему невозможно решить без Божественного вмешательства в жизнь людей. Ведь только христиане понимают, что только через евангелие Иисуса Христа возможно единственное настоящее решение данной проблемы. Ведь только христианская совесть объясняет нам, что каждый порок в обществе – это показатель того, в какой степени христианская церковь не смогла еще донести весть о Божьей любви людям, обреченным на хождение во тьме духовной без евангельского света.

Христианское решение проблемы отказа от детей не может пренебрегать усилиями, которые направляются светским обществом[xvi], но христиане должны внести свой уникальный вклад в решение проблемы. А уникальность христианства заключается в способности являть Божию любовь и истинное благочестие через проповедь евангелия, обильно украшенную делами милосердия.

Иисус повелевает Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мтф.28:19-20). Апостол Иаков напоми­нает христианской церкви, что «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27).

Реакционные меры – меры направленные на помощь оставленным детям и их родителям.

  1. Просвещение христиан в церквах по существующей проблеме отказа от детей. Боюсь, что в церквах существует огромный потенциал людей, которые могли бы оказать реальную помощь, но из-за отсутствия информации этот потенциал бездействует. Необходимо сдерживать упрощенный критицизм и осуждение в сердцах верующих в адрес людей, которые по разным причинам пришли к решению отказаться от своего ребенка. Христианская этика умеет сочетать строгость по отношению к греху с проявлением сострадания, милосердия и готовность прощать кающегося грешника.
  2. Призыв христиан к личному участию в жизни оставленных детей через: посещение детских домов, добровольные пожертвования. Не каждого сироту можно усыновить, но каждый нуждается в явлении заботы и любви. К этому можно привлекать как церкви, так и различные общественные организации и бизнес структуры.
  3. Призыв христиан к рассмотрению существующих семейных форм устройства детей[xvii]: усыновление, опекунство, попечительство, приемные семьи, патронарное воспитание, наставничество. Мы, христиане, должны помнить, что Небесный Отец усыновил нас во Христе (см. Рим.8:15; 8:23; Гал.4:5; Еф.1:5).
  4. Оказание помощи матерям одиночкам.
  5. Консультации будущих матерей.
  6. Заимствовать накопившийся опыт наших братьев и сестер из других стран
    (напр. «Окна жизни»).

Реакционные меры сами по себе никогда не смогут решить проблему отказа от детей, поэтому необходимо принимать превентивные меры – меры направленные на уменьшение и сведения до возможного минимума случаев отказа от детей.

  1. Создавать истинно христианские семьи служащие примером Божьей любви и заботы.
  2. Воспитывать христианскую молодежь посредством предбрачного консультирования и других возможных форм образования.
  3. Евангелизировать молодежь. Нынешняя молодежь – это будущее России. Проблему отказа от детей можно решить только если молодое поколение примет библейскую систему ценностей, сделает ее правилом своей жизни.
    — Необходимо показывать молодежи христианское единство. Распри между христианами и христианскими конфессиями, служат серьезным препятствием для принятия молодежью евангелия Иисуса Христа. При этом необходимо учить молодежь уважать существующие отличия между христианскими конфессиями.
    — Необходимо показывать молодежи современность евангелия Иисуса Христа и огромные преимущества христианского образа жизни в современном обществе.
  4. Трудиться для укрепления церковной позиции в российском обществе путем достижения евангелием Иисуса Христа людей влияния. Необходимо сломать неверный стереотип, что вера во Христа и активная церковная жизнь человека – это удел необразованных и неуспешных людей.
  5. Прививать в обществе библейское понятие, что дети – это благословение, а не обуза. Пока в нашем обществе будет господствовать потребительское отношение к человеку, которое ценит людей в пропорции их способности внести позитивных вклад в общество, вопрос отказа от детей, вопрос защиты сирот будет оставаться острым и нерешенным.

В данном докладе я смог сделать лишь краткий обзор объема и важности существу­ющей про­блемы отказа от детей в России. Я постарался представить этот вопрос в свете общедос­тупных данных и в свете библейского учения и христианской традиции. Никогда нельзя забыть то, что подвигом верных христиан, которые несли живое свидетельство спасительной веры во Христа, Благая Весть о Спасителе достигла и нашей страны. Чтобы увидеть скорейшее решение проблемы отказа от детей в России, христиане должны и сегодня являть Божию любовь и истинное благочестие через проповедь евангелия, обильно украшенную делами милосердия.

Вячеслав В. Стариков, Ph.D., пастор церкви ЕХБ «Новогиреево» (г. Москва)


[i] См. объяснение терминов на http://ru.wikipedia.org/wiki/Отказник_(ребёнок).

[ii] Данные из документа на сайте Общественного Совета Федерального Центрального Округа (ОСФЦО), www.oscfo.ru/userdata/grajdansky_forum.DOC.

[iii] http://www.no-abort.jino-net.ru/

[iv] http://www.for-health.ru/art/44.html#more-44

[v] http://www.fondsci.ru/podarijizn/index.php?page=stats

[vi] «Детский вопрос становится все тяжелее», http://www.gzt.ru/Gazeta/first-page/273503.html, от 25 ноября 2009 года.

[vii] «Кто защитит права детей-сирот в России», http://www.rusadvocat.com/node/149, 24 ноября 2009 года.

[viii] «“Диалог” о матерях и детях-подкидышах», http://www.vesti.ru:80/doc.html?id=271811, 5 апреля 2009 года.

[ix] Андрей Юревич и Дмитрий Ушаков, «Нравственность в современной России», http://www.kapital-rus.ru/articles/article/1041, 4 Марта 2009 года.

[x] Никитина Татьяна Николаевна, Отказ от материнства как социальная проблема : Дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 : Москва, 2004 263 c. РГБ ОД, 61:04-22/230. Обратите особое внимание на положения, выносимые на защиту:

1. Механизм формирования материнского поведения – сложный процесс, который не возникает инстинктивно, он социально наследуется и воспитывается, зависит от культуры, амбиций и фрустраций женщины и от конкретной исторической и социально-экономической ситуации в стране.

2. Отказничество – форма девиантного поведения женщины, в основе которой лежит комплекс социальных, психо­логических, педагогических и патологических причин, действующих в совокупности и нарушающих механизм формирования материнства. Разнообразие видов отказничества указывает на необходимость индивидуального подхода в каждом отдельном случае.

3. Отказное материнское поведение негативным образом отражается на психическом, физическом развитии ребенка и его социализации.

4. Основные причины отказов от материнства, в первую очередь, обусловлены социальными факторами и семей­ным положением женщин, но это не исключает возможности влияния психологических и психиатрических компонентов их личности, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

5. Модель формирования отказничества формирует многофакторный подход к анализу причин поведенческих аномалий с учетом социокультурных, социально-экономических факторов, а также пола, возраста, темперамента и предыдущего опыта женщины.

[xi] «Новорожденных детей стали реже бросать в роддомах Москвы», http://www.gzt.ru/topnews/society/231351.html

[xii] «Ненужные дети», http://www.gzt.ru/topnews/society/261728.html, 23 сентября 2009 года.

[xiii] Степина Наталья, «Что делать с коррекционными интернатами?», http://stepina-natalia.livejournal.com/4113.html, 23 Февраля 2009 года.

[xiv] «Государство поговорит с семьей», http://www.gzt.ru/Gazeta/novosti-v-gazete/273997.html, 27 ноября 2009 года.

[xv] Добрынина Светлана, http://demoscope.ru/weekly/2006/0237/gazeta013.php, 3 марта 2006 года.

[xvi] См. например: http://www.otkazniki.ru/; Кто споет колыбельную? Новосибирская городская общественная организация «СибМама», http://www.kinomasterskaya.ru/content/view/153/1;
«Кто примет дитя во имя Мое…» http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=11045;
Детские приюты и Церковь – совместная работа http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=10588;
Подушка безопасности для подкидыша http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=9208.

[xvii] «Семейные формы устройства детей», http://delodobroe.ru/content/articles/2012/index.php, 14 февраля 2008 года.